Человеческая тень без человека

Немного пугающий, но очаровательный по красоте и мастерски исполненный проект Человеческая тень без человека

Человеческая тень без человека

Человеческая тень без человека — единовременное присутствие и отсутствие. Тень, отбрасывающая тень. Тень, свободная и автономная, пытающаяся слить себя с реальной тенью зрителя. Человеку свойственно рассматривать свою тень как продолжение собственного тела — это мнение итальянских физиологов. Если кто-то наступит ногой на нашу тень, мы можем посчитать это вторжением в личное пространство. Теперь представьте на земле тень, живущую своей жизнью. Тень от невидимой фигуры. Если вы попытаетесь убежать, тень будет преследовать вас. Захотите приблизиться к ней — она отступит. Останетесь стоять на месте — тень будет медленно приближаться, а когда сольётся с вашей — исчезнет. Итак, это интерактивная инсталляция, созданная двумя американцами: художником, изобретателем и разработчиком программного обеспечения Адамом Фрэнком (Adam Frank), а также Захари Симпсоном (Zachary Booth Simpson), он тоже художник, создатель ПО и, вдобавок ко всему — учитель. Тень (Shadow), простите за каламбур, появилась на свет в 2003-м и уже через год представляла США на выставке в рамках летних Олимпийских Игр в Афинах. Потому что она того стоит. Зритель входит в квадрат, освещённый прожекторами, и ничего в нём не видит, кроме собственной тени, отброшенной в двух направлениях. Через несколько секунд зритель замечает другие тени, которые медленно входят в освещённый участок и направляются к человеку. Далее происходит описанное в третьем абзаце этой статьи — бой с тенью: зрители могут приближаться к инсталляции с любого угла, перемещаться по квадрату как хотят и куда хотят, самостоятельно вызывая теневое взаимодействие. Никакого искусственного барьера между зрителями и виртуальными тенями нет. Наши тени чувствуют, будто они — продолжения наших тел. Несмотря на то, что они с нами постоянно, мы редко на них обращаем внимание. Эти тени — отсутствие света из-за нашего присутствия. Инсталляция устраняет присутствие, оставляя только представительную пустоту, — объясняет Адам Фрэнк.

— Shadow объединяет зрителя и художественную работу, сливает реальное и виртуальное в одну сущность. Наряду с концептуальным, здесь присутствуют сильный эмоциональный и глубоко личный компонент. Ощущение и присутствия, и отсутствия другого человека — интуитивно и призрачно. В некотором смысле, Тень функционирует как тихий интерактивный анонимный мемориал. Далее о технической реализации, ведь кажется, что Фрэнк и Симпсон научились светить чёрным светом. Как же они наводят тень на плетень?

Разумеется, без компьютера тут не обошлось: виртуальные тени рождаются в PC — начинаются с анимированных трёхмерных моделей людей. Эти модели машина отдаёт цифровым проекторам на потолке, (проекторов может быть сколько угодно, как минимум — два), но не целиком, а только тени, которые модели отбросили бы при ярком свете — чёрные автономные тени, движущиеся на белом фоне.

Таким образом, сверху создаётся проекция — льётся яркий белый свет, озаряя участок только там, где тени нет. В то же время, видеокамера и инфракрасные датчики, также установленные на потолке, определяют местоположение и фиксируют движения зрителей. Компьютер, получив эти данные, командует, как вести себя виртуальным теням. Всё происходит, как вы понимаете, в реальном времени. Кстати, помимо Shadow у Фрэнка есть другая теневая установка Lumen: проектор из нержавеющей стали, а, по сути — керосиновая лампа, производит полноразмерные тени из маленьких силуэтов людей, деревьев и других объектов. Интересные штуки выделывают с искусственными тенями японцы в проекте Жизнь инструмента (Tool’s Life): когда человек касается какого-нибудь из лежащих или стоящих на столе объектов — кружки, вилки, будильника — вещи отбрасывают необычные тени, показывающие истинные характеры предметов. Например, тень кухонного ножа может выглядеть как цветущее дерево. Не отстают и французы. В Париже действует арт-коллектив Электрическая тень (Electric Shadow), один из проектов которого 3 minutes2 предоставляет силуэту на стене вести свою жизнь: работать, есть, спать и так далее. Там вообще волшебство какое-то. Но если бы проводился всемирный конкурс виртуальных теней, наверное, стоило бы присудить первое место Shadow Фрэнка и Симпсона. Ни тени сомнения. Почему? Смотрите первый абзац. http://www.inauka.ru/photos/article56942.html

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.