Хорал
Григорианское пение — одна из старейших форм литургического пения в Римско-католической церкви. Второй Ватиканский собор назвал его «сокровищем бесценной ценности». У него сложная история происхождения, и на самом деле первоначальные события, связанные с его созданием, в значительной степени неизвестны.
Он восхищает своим звучанием, важностью и почитанием.
По сей день некоторые формы хорового пения практикуются во время церковной службы или мессы для верующих.
Средневековое происхождение
Музыка была частью мировой цивилизации за сотни лет до Средневековья.
Первобытные рисунки в пещере, сюжеты из Библии и египетские иероглифы подтверждают тот факт, что люди веками создавали инструменты и музыку.
Раннехристианская церковь черпала музыкальные образцы из существующих еврейских, греческих и сирийских религиозных песнопений.
Примерно в III веке на западе были созданы первые «сборники» церковных песен , большинство из которых были одноголосными, одноголосными, однако некоторые певцы аккомпанировали и дублировали мелодическую линию на инструментах или пели вместе в унисон (одинаковая высота ) хор.
Церковный орган
Местный певческий репертуар получил серьезное развитие, когда Миланским эдиктом 313 г. был издан регламент, согласно которому христианство признавалось обязательной, а затем и единственно разрешенной религией почти во всей Европе.
Были созданы римские, галльские, мосарабские и амброзианские (миланские) распевы.
Желалось, чтобы распев стал подлинным признаком христианства, поэтому литургия была латинизирована и постепенно перешла с греческого на латынь.
Настоящий прорыв произошел в конце III века, когда папа Дамас на рубеже 366-384 годов перевел хоральные тексты с греческого на латынь.
Однако он оставил несколько греческих слов, которые сохранились в этой форме в литургических песнях и по сей день, например Осанна, Аминь, Кирие.
Григорианский распев, или пение Григория Великого
Папа Григорий I Великий внес огромный вклад в распространение распева .
Именно от его имени этот стиль богослужебного пения стал называться «григорианским»: «carmen gregorianum — григорианское пение ».
Средневековый григорианский хорал
А слово «хорал» произошло от «хора», где стояли церковные певчие.
На протяжении веков песнопение развивалось, но все время предпринимались попытки стандартизировать его форму, чтобы он приобрел надлежащие отличительные черты.
В 594-604 годах папа Григорий Великий провел реформу, направленную на унификацию литургии и допущение, что хоралы могут исполняться преимущественно мужскими хорами и епископскими школами.
Обязательным языком распева стала латынь, а поющими текстами стали фрагменты Священного Писания.
Изначально музыке не придавалось значения, ведь именно слова текста должны были вызывать самые большие эмоции.
Изменения и модификации обозначений
Основные характеристики григорианского пения: единодушие; диатоничность пения, т.е. соблюдение строго на звуках заданной гаммы; медленный и свободный ритм; акцентирование и пение а капелла, т.е. без сопровождения каких-либо музыкальных инструментов, и сохранение
в церковных гаммах, соответствующих сегодняшним гаммам.
Изначально хоровое пение записывалось совершенно иначе, чем сегодняшняя музыка.
Использовалась невматическая нотация, т. е. та, которая определяла только знаки, указывающие на восходящее или нисходящее направление мелодии, и некоторые основные ритмические признаки.
Первое известное григорианское пение в рукописи датируется 817-834 годами (Мюнхен, код 9543).
Древние песенники с григорианскими песнопениями
Его мелодия записана в виде линейной записи.
Такая неточная нотация создавала множество проблем и вызовов, поэтому на рубеже веков хоральная нотация была изменена и стандартизирована.
Впоследствии были введены:
хейрономическая нотация , которая лишь указывала, какие движения рук должен был совершать человек «дирижёра» хора;
диастематическую нотацию , которая была классифицирована как линейная нотация.
Введение строк было очень важным шагом в унификации нотации григорианского пения.
Впервые он был использован для этой цели в 986 году в монастыре Корби .
Большая заслуга в развитии линейной нотной записи принадлежит Гвидо Ареццо , который, введя желтые и красные линии, в некотором роде установил прототип современного нотоносца;
четырехстрочная запись, которая была введена только в 12 веке с двумя типами ключей.
На протяжении веков григорианский распев видоизменялся и искажался, что привело к почти полной ликвидации его орнаментации.
Были разночтения в самой его теории и мелодии, как в соборных, так и в монастырских распевах.
Поэтому предпринимались многочисленные попытки провести реформы по унификации григорианского пения.
Они были сделаны Цистерцианцы, доминиканцы, кармелиты и францисканцы.
Распад и возрождение
Появление к концу средневековья полифонии, искажавшей фразу, мелодию и особенно ритм григорианского пения, положило начало его постепенному упадку.
Все реформы привели к тому, что григорианский распев стал пониматься в соответствии с принципами современной музыки с начала XVII века.
Эта искаженная версия песни утратила свою чистоту и выразительную силу, перестала, как когда-то, переводить Священное Писание и толковать церковные молитвы.
Библия
Наконец, в начале 18 века наступил период полного упадка оригинального хорового пения, в котором господствовало многоголосье.
Попытки восстановить великолепие григорианского пения, предпринятые Тридентским собором, правда, способствовали исправлению самих текстов, но не изменили ранее осуществленных мелодических модификаций.
Настоящим пропагандистом и инициатором попыток восстановить великолепие григорианского пения, известного по первоначальным рукописям, был настоятель французского бенедиктинского аббатства в Солеме Проспер Геранже.
Настоятель потребовал, чтобы литургия была отслужена и снова отслужена с достоинством, а для ее полноты был нужен оригинальный григорианский распев.
Кроме того, вместе со своими учениками он проводил исследования рукописей хоралов.
Эта великая работа была официально принята церковью и ее сановниками.
Папа Лев XIII и его преемник Пий X свято придерживались идеи восстановления григорианского пения в литургии.
Папа Пий X
В конечном итоге официальные слова Папы Пия X привели к возвращению григорианских песнопений:
«Церковная музыка должна в высшей степени обладать свойствами, присущими литургии,
а именно: святостью и красотой формы, из которых с необходимостью вытекает другая ее характеристика, всеобщность . […] церковная музыка должна быть настоящим искусством. Вышеуказанные черты в высшей степени встречаются в григорианском пении, и поэтому это правильное песнопение Римской церкви .
В соответствии с реформой Пия X духовное пение было введено во всех церковных школах, т. н. были изданы школьные и песнопительные книги — «Ватиканское издание».
Его преемник, Пий XI, призывал к возрождению григорианского пения и церковной музыки (органной музыки), утверждая, что: «Однако не следует думать, что Церковь сдерживает развитие музыки, ставя человеческий голос выше любого инструмента. […] никакой инструмент, даже превосходный и совершенный, не может превзойти человеческий голос в выражении внутренних чувств, особенно в те минуты, когда душа использует его для вознесения молитв и хвалы Всемогущему Богу».
Сокровище, как никто другой
На Втором Ватиканском Соборе, созванном Папой Иоанном XXIII, было заявлено, что григорианское пение должно стоять на первом месте среди всех священных песнопений: «[…] в литургии оно должно занимать первое место среди других равноправных видов пения . Другие виды церковного пения, в особенности многоголосие, не исключаются из богослужения, лишь бы они соответствовали духу совершаемой литургии.
Таким образом, григорианское пение было признано правильным пением римско-католической литургии.
Кроме того, введение в богослужение просторечных языков и подавление необходимости совершения обрядов на латыни означало, что хоровое пение играло важную роль в культуре религиозной музыки различных стран.
Григорианское пение остается одним из самых духовных и глубоко трогательных музыкальных стилей в западной культуре.
Идею чистой, плавной, знаменательной мелодии можно услышать сегодня, например, в двух последовательностях: в Пасхальных жертвах paschali laudes:
Вы можете купить книгу ГРИГОРИАНСКИЕ ХОРЫ СОЛИТОН здесь
Вы можете купить компакт-диски GREGORIAN CHORATE здесь нажмите и нажмите
или в последовательности празднования Святого Духа Veni Sancte Spiritus:
До сих пор во время богослужений для верующих используются и другие, различные формы хорового пения, а именно псалмы (150 произведений), гимны (свыше 100 произведений) и респонсории (исполняемые во время более важных церемоний, например Тела Христова).