СВЯТОВИД С БРУЧЕЙ – СВИДЕТЕЛЬСТВО ПРЕДИСТОРИИ СЛАВЯН?

Святовид из Збруча — что характеризует эту статую? Это действительно изображение славянского божества? Он был найден в 19 веке, но его происхождение, время создания и функция до сих пор вызывают споры.

Открытие статуи Святовида из Збруча.

Эта статуя была найдена в 1848 году в имении Личковце, близ Гусятина на Подолии, в реке Збруч.

Это каменная скульптура, подаренная Краковскому научному обществу Мечиславом Потоцким.

Затем, 12 мая 1851 года, статуя попала в Краков, где была выставлена ??в зале Ягеллонской библиотеки на ул. Анна 6.

В свою очередь, на рубеже 1858/1859 годов статуя экспонировалась на первой Выставке древностей и с тех пор находится в музее.

Мировоззрение-ze-zbrucza.jpg

Название статуе дал Иоахим Лелевель, который, оценивая внешний вид скульптуры, ошибочно предположил, что она представляет полабский Световит.

Это имя, написанное на латыни в форме «Свантевит», было ошибочно расшифровано как «Святовид», что означало «смотрящий в четыре стороны света».

Внешний вид статуи

Сохранившаяся высота этой скульптуры 257 см, изготовлена ??она из миодоборского известняка.

Что касается его внешнего вида, то он представляет собой четырехгранный столб, стороны которого являются основой для фигурных изображений, выполненных полосами.

Кульминацией скульптуры является покрывающая ее «шапка», а также четыре человеческие головы, размещенные на коротких шеях, соединенные друг с другом и лишенные волос.

Здесь характерно членение композиции по сторонам колонны, но, кроме того, на всех стенах разной высоты выделены три горизонтальные полосы, которые отделены друг от друга пластиковыми рейками.

Такое трехсферное представление может отражать представления его создателей об устройстве окружающего мира.

Самое главное место занимает четырехглавое божество, украшенное различными символами, и наиболее читаемыми из них являются: рог, перстень, сабля и конь.

Эти символы интерпретируются как связанные с богом-воином, который одновременно гарантирует земное процветание и изобилие, о чем свидетельствует рог, но и защищает от злых сил, о чем свидетельствует кольцо.

Благодаря этому это был бы такой универсальный бог, который управляет различными силами природы и людьми.

Земной же мир представляет собой среднюю полосу, и то, как представлены здесь фигуры, интерпретируется как представление танцевального шествия.

Все это поддерживает трехголовая фигура, которая интерпретируется как правитель подземного мира.

Такое отстаивание может иметь и буквальное измерение, ибо без него невозможно было бы поддерживать порядок в мире.

Эта статуя может быть следом идеи космического полюса и должна была обеспечить местному сообществу такую ??идеальную внутреннюю связь между реальным миром и тем, во что верили.

Этот элемент сильно отличается от других славянских статуй, которые представляли только один «этаж» космоса, а здесь изображена вся вселенная.

По замыслу Бориса Рыбакова, верхний пояс статуи представляет собой главных божеств славянского пантеона, а это:

  • фигура с рогом — Макошь,
  • фигурка с кольцом — Лада,
  • фигура с мечом и конем — Перун,
  • персонаж без атрибутов — Дажьбог,
  • фигура внизу статуи — Велес.
  • Этот исследователь отождествлял скульптуру в целом с Родом, а он, по его мнению, должен был быть главным славянским божеством и считал, что скульптура имеет фаллическую форму, т.е. должна была отражать идею плодородия.

    Однако, по словам Лешека Павла Слупецкого, тезису Рыбакова противоречит одна голова фигуры, четыре лица которой представляют четыре аспекта Перуна.

    Януш Котларчик, с другой стороны, видел изображение Сварожица в Святовиде.

    Археологические исследования Святовида

    В 1980-х годах Борис Тимощук и Ирина Русанова провели исследование, которое показало, что статуя, вероятно, стояла на горе Боход, расположенной недалеко от Збруча.

    Именно там был обнаружен каменный круг с восемью огнями и местом для четырехугольной фигуры.

    Химический анализ показал следы красной краски на статуе, которая когда-то ее покрывала.

    Ведутся споры о времени создания статуи, а также нет полной уверенности, кто ее автор.

    Некоторые исследователи считают, что происхождение статуи может быть иным, чем славянское.

    Поэтому, согласно этим гипотезам, скульптура должна была сначала принадлежать фракийцам или иранским, тюркским или варяжским народам и даже кельтам, и именно от одного из этих народов она должна была попасть в руки славяне.

    Есть также мнения, что статуя Святовида – это мистификация XIX века, которая была создана в связи с интересом к славянским древностям в эпоху романтизма.

    Поэтому создание статуи могло быть связано, например, с Тимоном Заборовским, который жил в Личковцах, и его литературными и историческими интересами.

    Однако, по словам Януша Чешлика, эта скульптура, несмотря на ее языческий характер, предположительно относится к периоду постхристианизации, а способ подачи ее содержания указывает на то, что художник мог быть вдохновлен искусством русинского христианства XI века. .

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *