Так говорил Заратустра. Идея сверхчеловека

Так говорил Заратустра. Идея сверхчеловека

Так говорил Заратустра. Идея сверхчеловека

Заратустра — основатель зороастризма (маздеизма), жрец и пророк. Считается, что Заратустра родился в центральной части сегодняшнего Ирана, но это не точно. Еще сложнее установить дату рождения Заратустры. Ученые полагают, что он родился примерно между 1700 и 600 гг. до н.э. Общепринятым считается мнение о том, что он жил примерно около 1000 лет до н.э. или ранее. В Гатах написано, что Заратустра вышел из рода Спитама, семьи арийских витязей.

Так говорил Заратустра. Идея сверхчеловека

Греческое имя Заратустры Зороастр, означает Золотая Звезда или Золотой Свет. Жрецы, к которым относился Заратустра, занимались тем, что писали религиозные мантры. Так говорил Заратустра — это, пожалуй, самое влиятельное и специфическое произведение Ницше — почти не поддается сколько-нибудь адекватным пересказу и изложению, если таковые должны быть краткими. Подзаголовок книги парадоксален: Книга для всех и ни для кого. Имя Заратустра взято из восточных легенд и верований — с несомненной целью подчеркнуть отличие жизненной мудрости, проповедуемой Заратустрой, от типично европейских норм, ценностей, догматов.

Так говорил Заратустра. Идея сверхчеловека

Согласно Авесте, Заратустра, не найдя признания на родине, уединился в горной пещере в стране правителя Виштаспы, принявшего его учение. Вот как этот период жизни пророка описывает Фридрих Ницше в книге «Так говорил Заратустра»:
«Когда Заратустре исполнилось тридцать лет, покинул он свою родину и озеро своей родины и пошел в горы. Здесь наслаждался он своим духом и своим одиночеством. И в течение десяти лет не утомлялся счастьем своим. Но наконец изменилось сердце его, и в одно утро поднялся он с зарею, встал перед солнцем и так говорил ему:

Так говорил Заратустра. Идея сверхчеловека

«Великое светило! К чему бы свелось твое счастье, если бы не было у тебя тех, кому ты светишь! В течение десяти лет поднималось ты над моей пещерой: ты пресытилось бы своим светом и этой дорогою, если бы не было меня, моего орла, моей змеи, моей голубой сойки. Но мы каждое утро поджидали тебя, принимали от тебя переизбыток твой и благословляли тебя. Взгляни! Я пресытился своей мудростью, как пчела, собравшая слишком много меду; мне нужны руки, простертые ко мне. Я хотел бы одарять и наделять до тех пор, пока мудрые среди людей не стали опять бы радоваться безумству своему, а богатые – богатству своему. Для этого я должен спуститься вниз: так делаешь ты каждый вечер, окунаясь в море и неся свет свой на другую сторону мира, ты, богатейшее светило! Я должен, подобно тебе, закатиться, как называют это люди, к которым и хочу я спуститься. Так благослови же меня, ты, спокойное око, без зависти взирающее даже на чрезмерно большое счастье! Благослови чашу, готовую пролиться, чтобы золотистая влага текла из нее и несла всюду отблеск твоей отрады! Взгляни, эта чаша хочет опять стать пустою, и Заратустра хочет опять стать человеком».

Так говорил Заратустра. Идея сверхчеловека

Он спустился с гор и встретил старца, который в отшельничестве своем искал Бога. Старец сразу заметил: чист взор Заратустры, на лице его нет отвращения. Не оттого ли идет он так, словно танцует? Старец, узнав о намерении Заратустры идти к людям, уговаривает его остаться в лесу. Но Заратустра отвечает: Я люблю людей. И расставаясь со святым старцем, думает: Возможно ли это?! Этот святой старец в своем лесу еще не слыхал о том, что Бог умер!. Общение Заратустры с людьми — это серия искусно нарисованных Ницше житейских картинок и рассказанных Заратустрой притч морального, психологического, философского содержания. Так, расставшись со старцем, Заратустра устремился в город, который был за лесом. Народ собрался на базарной площади, чтобы поглазеть на плясуна на канате.

Так говорил Заратустра. Идея сверхчеловека

Перед представлением Заратустра обратился к народу с речью-проповедью, которая должна была учить о сверхчеловеке. В чем, как оказалось, смысл этого поучения? Природа развивается от червя к человеку, но многое в вас, — обращается Заратустра к слушателям, — осталось от червя. Когда-то были вы обезьянами, и даже теперь человек больше обезьяна, чем иная из обезьян. Близость человека к природному, животному миру несомненна. Человек — сын земли. Будьте верны земле, — проповедует Заратустра и уточняет: но разве я велю вам стать призраком или растением? Верность земле означает только, что нельзя верить неземным надеждам. Это намек на религию, что снова заставляет Заратустру повторить: Бог умер.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *