Тула в Мексике – это сохранившиеся руины города тольтеков, который был основан в 9 веке. Сейчас здесь находится археологический парк, демонстрирующий искусство тольтеков. Что еще может нас порадовать?
Некоторые факты
Тула – это сохранившиеся руины города тольтеков, который находится в центральной части Мексики, конкретно в западной части штата Идальго.
Город тольтеков был основан в 9 веке, когда пал Теотиуакан.
Этот город был основан как Толлан, что означает «Среди тростников» или «Место тростников».
Стоит отметить, что он носил оборонительный характер, так как с трех сторон был окружен стенами ущелья, а по его дну протекала река.
Именно в 10 веке город пережил свой наибольший расцвет, ведь тогда он насчитывал десятки тысяч жителей и имел площадь 16 квадратных километров.
Это был культурный центр Мезоамерики, разрушенный в XII веке племенами чичимеков.
Затем он просуществовал до завоевания Мексики испанцами, как зависимый небольшой город — государство от ацтеков.
Сегодня в нем находится археологический парк, посвященный искусству тольтеков.
Предметы, которые можно найти в Туле
В самой высокой точке города находится главная площадь, а на ней красивые платформы, лестницы, алтари, дворцы и игровые поля:
Мифы о руинах Тулы
В Туле в период ее расцвета власть держал жрец, носивший имя легендарного месоамериканского бога Кетцалькоатля.
Именно с фигурой этого священника и Тулы связано множество мифов, в которых описывается не только сам священник, но и его падение.
Легенды описывают фигуру жреца как всеми уважаемого правителя, которого иногда считали богом или его воплощением.
Согласно этим легендам, он был человеком, заботившимся о благополучии своих подданных, но его также описывали как философа, посвятившего свое время молитвам, медитациям и внутреннему самосовершенствованию для достижения единства с двойственностью, что было представлен богом Ометекутли, а для племен Мезоамерики это был высший принцип мира.
Этот священник также был образцом этического отношения, и в его время в Туле был расцвет, который называли золотым веком.
Он жил в храме с четырьмя комнатами.
Первый из них получил название «золотой», потому что его стены были покрыты золотым листом, а второй был комнатой из бирюзы и изумрудов, потому что был украшен мозаикой, составленной из этих камней.
Третий был облицован серебряным листом и морскими раковинами, а четвертый имел стены, украшенные различными камнями, яшмой и ракушками.
Кроме того, у этого жреца был еще и второй дом, который назывался домом из перьев, в котором было четыре камеры, и они были украшены перьевыми покрытиями: первая желтая, вторая синяя, третья белая, а четвертая была разноцветных перьев.
К тому же туляки считались очень хорошими мастерами.
Человеческих жертвоприношений в то время не было, но и это было не всем по вкусу.
Согласно преданиям, против Кетцалькоальта восстали трое колдунов, или шаманов, которые требовали кровавых человеческих жертв, а также хотели, чтобы верховный жрец покинул Тулу.
Существуют разные версии относительно того, какой план колдунов должен был увенчаться успехом.
Такую историю написал Бернардино де Саагун, и согласно этой истории, после многих интриг, которые должны были убить как можно больше подданных Кецалькоальта, она также должна была опорочить самого священника.
Вероятно, его обманули от проведения утренних ритуалов.
В одном треде говорится, что ему дали пульке, алкогольный напиток, после чего священник забыл о своих обязанностях, но есть и треды, в которых говорится, что он совершил акт инцеста со своей сестрой Кецапетлатль.
Тогда обезумевший жрец покинул свою обитель и отправился к морю, где по одним версиям должен был умереть, а по другим говорят, что он отправился в место Тиллана Тлапаллана.
Есть также записи, которые сообщают, что ему удалось добраться до штаб-квартиры майя на Юкатане.
Оттуда, по некоторым версиям, он должен был вернуться.
Именно этот миф считается причиной трагической ошибки ацтеков, которые приветствовали корабли маркиза дель Валье, дона Эрнана Кортеса, как вернувшегося бога.
Есть и другая версия, которую привел Героним де Мендье, потому что он говорил о вмешательстве самого Тескатлипоки, т.е. бога, который был вечным противником Кецалькоальта.
Затем он должен был спуститься с неба и начать игру в мяч и во время этой игры он превратился в тигра, а испуганные люди начали в панике убегать, они упали в близлежащее ущелье и там погибли.
Кецалькоатль в отчаянии покинул Тулу, а Тескатлипока последовал за ним.
Жрец сумел добраться до моря и там умер, а его душа превратилась в восходившую на рассвете звезду — планету Венера, отчего Кецалькоальт также носил имя Тлауискальпантеуктли.
Когда этот жрец ушел, в Туле пришли княжить другие царицы-жрицы, последней из которых была Уэмак.
Именно с ним связан еще один миф с Тулой.
Согласно записям, между самим королем и тлалоками, то есть карликами бога дождя Тлалока, состоялось соревнование пелота.
Победитель должен был получить chalchihuita, т.е. зеленые камни, и перья кетцаля, т.е. перья, которыми украшали костюмы правителей.
Король выиграл состязание, и тлалоки принесли ему зеленые кукурузные початки и кукурузные листья, в которых были завязаны початки.
Король подумал, что это будет другая награда, и поэтому рассердился на тлалоков и приказал им взять дары.
Тлалоки взяли их и ушли, сказав, что будут прятать их следующие четыре года.
Затем, после этих состязаний, были четыре года неурожая, которые, по легенде, предшествовали захвату власти ацтеками.